Понедельник, 2018-11-19, 6:28 AM
Приветствую Вас Гость | RSS
МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа"Гайского городского округа Оренбургской области
Меню сайта
Портал Госуслуги

Запись в ДетСад

Портал Госуслуги
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • МАОУ "СОШ№10"
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Независимая оценка качества образования

    Независимая оценка качества образования (НОКО) регламентирована в 95 статье ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации", где дано определение НОКО, определены ее участники и цели. Согласно данному закону НОКО направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Она включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    В законе даны некоторые ограничения, например, возможность осуществлять НОКО только юридическим лицам. В данной работе НОКО рассмотрена в более широком смысле, как любая оценка качества образования, проводимая независимыми агентами.

    Также Минобрнауки России утвердило "Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность", которые прописывают основных участников НОКО, рекомендации органам власти, образовательным организациям, процедуры ее проведения и некоторые другие аспекты. Приказ №1547 от 05.12.2014 г.

    Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:

    - увеличения эффективности администрирования образования;

    - улучшение подготовки обучающихся;

    - изменению подходов к подготовке и повышению квалификации работников в сфере образования;

    - популяризации эффективных моделей организации образовательного процесса;

    - увеличения разнообразия образовательных программ в едином образовательном пространстве.

    НОКО реализуется через:

    1. Привлечение некоммерческих организаций и физических лиц для оценки качества образования

    2. Координацию деятельности всех агентов по повышению качества условий образовательного процесса

    3. Улучшение способов организации и содержания образовательного процесса

    4. Мероприятия по повышению качества, эффективности и доступности образовательных услуг

    Результаты НОКО могут использоваться различными группами для решения как профессиональных, так и личных задач:

    1. Обучающиеся и их родители (в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей)

    a. для оценки текущего уровня освоения образовательных программ и изменения индивидуальных учебных планов;

    b. для выявления собственных возможностей продолжить образование по тем или иным программам;

    Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, в целях анализа:

    a. анализа уровня подготовки обучающихся и обстоятельств, на него влияющих

    b. оценки соответствия деятельности ожиданиям участников и/или иных заинтересованных организаций;

    c. определения перечня мероприятий по совершенствованию результатов и качества оказания образовательных услуг;

    2. Заинтересованные организации: для формирования общих с образовательным учреждением действий по изменению образовательных программ и др.

    3. Коллегиальные органы управления учреждениями, оказывающими образовательные услуги:

    a. в качестве способа вовлечения местных представителей в выполнение задач развития организации и т.д.

    4. Федеральные и региональные органы исполнительной власти: для принятия административных решений.

    Согласно методическим рекомендациям, для НОК подготовки обучающихся муниципальные органы власти и исполнительные органы власти субъектов РФ, реализующие управление в сфере образования:

    · создают условия для развития организаций ОКО и развития кадров для осуществления НОК подготовки обучающихся;

    · координируют работу участников НОК подготовки обучающихся;

    · разрабатывают рекомендации по проведению НОК подготовки обучающихся на уровне муниципалитета и образовательного учреждения;

    · разрабатывают методические рекомендации по преподаванию определенных предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.

    Образовательные организации: обеспечивают сбор требуемой информации и ее предоставление организации, осуществляющей НОКО; обеспечивают условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО; по результатам принятия участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по совершенствованию качества подготовки обучающихся; обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах.

     

    Рис. 1. Схема взаимодействия элементов, обеспечивающих эффективность независимой оценки качества образования

    На рис. 1 представлена схема взаимодействия элементов, обеспечивающих эффективность НОКО, составленная Т.А. Мерцаловой. К сожалению, последние методические рекомендации, выпущенные органами власти, и опыт осуществления НОКО показывает, что роль общественности и независимых игроков крайне низкая. В регионах, на территории которых с 2007 г. создавались комплексные проекты модернизации образования, была хорошо развита именно ведомственная система оценки качества образования, успешно функционируют Центры оценки качества, Центры мониторинга образования, Центры экспертизы деятельности образовательных организаций и тому подобные организации.

    Это приводит к тому, что конечные продукты НОКО часто не удовлетворяют потребностям референтных групп. Не секрет, что территориальная отдаленность служит ключевым фактором выбора школы. Исходя из этого утверждения получается, что рейтинг ТОП-500, ежегодно выпускаемый Минобрнауки России, не может удовлетворить запросы российских граждан. Например, жителю Алтайского края будет сложно выбрать школу через него, потому что из более 800 школ региона в рейтинге за 2014-2015 учебный год представлено всего 4. При этом отсутствие детализированных и первичных данных не отвечают на запрос населения к информации об общем среднем образовании.

    В итоге различные проблемы референтных групп (родители, бизнес, СМИ, общественные организации) остаются нерешенными.

    Выбор школы, детского сада или вуза зачастую основывается на слухах, советах знакомых, на анонимных отзывах в интернете, нежели на изучении более качественной информации. В итоге из-за дефицита информации люди выбирали далеко не самые лучшие варианты получения образования.

    Очень важной частью оценки качества являются данные, которые могут быть использованы для проведения НОКО и рейтингования образовательных организаций. Ключевыми компонентами этой системы выступают:

    · "закрытые" данные, доступ к которым ограничен или полностью закрыт. К ним относятся:

    - информация государственного учета (статистического и административного);

    - ведомственные мониторинги, реализуемые подведомственными учреждениями;

    - международные мониторинги (PISA, TIMSS и др.);

    - "открытые" данные

    - неструктурированные данные:

    - данные самих образовательных организаций;

    - данные, которые возможно заполучить лишь от общественности (например, от потребителей образовательных услуг путем социологических опросов).

    При реализации и развитии НОКО вытекает такая проблема, как дефицит информации о деятельности организаций. Зачастую, НОКО занимаются лишь организации, аффилированные с местными органами власти в сфере образования - это учрежденные самими этими органами организации по мониторингу в сфере образования. Они имеют гораздо больше прав и полномочий по работе с данными, нежели сторонние организации или лица. Отчеты данных организаций не часто становятся достоянием общественности, а также очевиден конфликт интересов: оцениваемые образовательные учреждения являются подведомственными и сами организации, осуществляющие НОК, зачастую имеют одного и того же учредителя.

    Ключевую роль в данном процессе могут играть открытые данные. Открытые данные (Open Data) - это концепция, заключающаяся в том, что данные должны быть свободно и бесплатно доступны для всех пользователей и пригодны для повторного использования без каких-либо ограничений и контроля со стороны публикатора данных.

    Роль открытых данных тут заключается в их использовании для решения каких-либо общественных проблем. Сами по себе данные представляют важность только тогда, когда их тематика, качество и детализация способны помогать каким-либо референтным группам решать свои проблемы. Тим Бернес-Ли ввел пятизвездочную шкалу типологии качества открытых данных:

    • первый уровень: данные доступны в любом формате;

    • второй уровень: открытые данные выложены в машиночитаемом формате (xls,xlsx);

    • третий уровень: открытые данные представлены в непроприетарном формате (CSV);

    • четвертый уровень: открытые данные публикуются в открытых стандартах W3C (RDF и SPARQL);

    • пятый уровень: открытые данные связаны с другими данными с учетом их контекста.

    Тенденции к открытым данным в мире начались лишь в последние несколько лет, но активно захватывают различные отрасли: от экологии до правопорядка. Опыт работы с открытыми данными в других сферах показывает эффективность этого механизма, когда речь идет о вовлечении частных лиц и организаций в государственный сектор:

    · возможность общественности вносить свой вклад в совершенствование результатов деятельности в сфере общественных услуг;

    · прозрачность;

    · создание новых продуктов;

    · развитие общественных и государственных взаимосвязей;

    Таким образом, более активное их использование в образовании и, непосредственно, в независимой оценке качества образования может открыть дополнительные возможности по улучшению качества образования и вовлечению общественности в эту сферу.

     

    Copyright MyCorp © 2018Сайт управляется системой uCoz