Средства обучения – все те материалы, с помощью которых тренер-преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебно-тренировочный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Принципы использования средств обучения
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество тренера-преподавателя и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства воспитания
1. Общение как средство воспитания
- непосредственное, в форме прямых контактов тренера-преподавателя и обучающегося; индивидуальные беседы
- опосредованное, проявляющееся в том, что тренер-преподаватель направляет свои воздействия не на обучающегося, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. Часы общения, праздники и мероприятия внутри группы, выездные мероприятия, соревновательная деятельность.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность обучающегося, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения обучающегося к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность тренера-преподавателя, его отношение к обучающимся, к преподаваемому виду спорта и всему миру, а также обстановка в группе и школе.Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на учебно-тренировочном занятии практикуется совместная продуктивная деятельность. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
- выясняют условия совместного выполнения задания;
- организуют его взаимное обсуждение;
- фиксируют ход совместной работы;
- обсуждают полученные результаты;
- оценивают успехи каждого;
- утверждают самооценки членов группы;
- совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
- проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
3.Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через:
- соблюдение санитарного режима в спортивном зале;
- участие в акциях по уборке территории школы
4. Игра как средство воспитания
Используется как в тренировочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:
- организационно-деятельностные;
- соревновательные;
- сюжетно-ролевые.